Как составить образовательную программу
дополнительного образования детей
Цель составления программы- чему можем научить ребенка в условиях временного детского коллектива. Содержание программы должно соответствовать:
достижениям мировой культуры,российским традициям, национальным особенностям регионов;
определенному уровню образования;
напрвленностям дополнительной образовательной программы (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно- спортивной, туристско- краеведческой, эколого-биологической,военно-патриотической, социально-экономической, социально- педагогической, естественно-научной);
современным образовательным технологиям.
Структурные элементы программы
1.Титульный лист ( наименование ОУ, когда,где и кем утверждена программа (метод. советом) утверждается начальником лагеря, дата)
Обращаем внимание на название программы- должно быть отражено то, каким определенным жизненным навыкам должны научить.Дети должны отдохнуть от школы, а не от жизни.
Дополнительная образовательная программа эколого- биологической направленности «Веселый муравейник»для детей от 7 до 15 лет (или среднего школьного возраста) на период с 4 по 28 июня 2010 года
ФИО , должность авторов (составителей) программы
Название населенного пункта, год.
2. Пояснительная записка (от 3 до 5 страниц).
Указывается направленность. Почему?
Новизна (что будет предложено нового, насколько это важно для детей)
Актуальность ( новая роль детей, отличительная особенность программы)
Педагогическая целесообразность( насколько коллектив может это реализовать)
Цель- идея, в которой есть результат, должна быть достаточно конкретной (создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся).
Задачи- шаги (условия).
Результаты должны быть четкими и измеримыми
Возраст детей, участвующих в реализации программы (раскрыть суть).
Сроки реализации программы:( например, на 21 день).
Формы и режим работы лагеря (кружки, походы, концерты).
Ожидаемые результаты и способы их проверки( то, что получается после постановки целей и задач). Должны быть измеримыми. Способы проверки- методики.
Мониторинг (ежедневное отслеживание хода реализации программы).
Оценка (измеримость результатов- удалась ли программа).
Контроль- подведение итогов. Формы подведения итогов- фестивали, выставка, соревнования, конференции.
3.Учебно-тематический план (до 3 страниц)
План работы (каждый день расписан) по блокам, тематическим дням.
4. Содержание программы ( до 3 страниц)
Краткое описание всей программы. Посредством каких мероприятий будете реализовывать программу (расширить представление ребенка об окружающем мире через путешествие на луну). В конце проводится фестиваль, который позволит раскрыть способности детей. Для чего?
5. Методическое обеспечение (до 3 страниц)- формы работы с детьми (игра, беседа...) по каким методикам (цветопись...), методы организации мероприятий ( с приглашением кого?). Дидактический материал какой используется.Учебные занятия. За каждый кружок кто-то отвечает.
6.Список литературы( до 1 страницы)
Объм программы -15-20 страниц. Программа и тематический план должны быть навиду.
Программа должна пересматриваться каждый год, т.к. Дети приходят другие. Идею можно оставить, остальное пересмотреть.
Соотношение проблем и названий.Например, «Спешите делать добро» (упадок нравственности). «Салют Победе» ( укрепление патриотических чувств подростков), «Репка» (учить общению). «Здоровый я- здоровая Россия» (укрепление и сохранение здоровья) и т.д.
Проблемы молодежной среды:
отсутствие навыков межличностного отношения;
слабое здоровье;профессиональное несамоопределение;
социальная незащищенность;
несамостоятельность …