Школа, в которой учится современное поколение, прошла долгий, тернистый путь, и не всегда она находилась в ведении Министерства образования. Многие школы существовали как частные школы православного духовенства для обучения церковной грамоте.
В 1864 году открыто первое учебное заведение на территории нашего района - Токтайбелякское приходское училище. В 1867 году оно было передано в ведение Уржумской уездной управы. Всего в период с 1864 года по 1914 год включительно на территории нашего района было открыто и работало 5 церковно-приходских, 18 земских школ, которые не имели единого управления. Так было на территории всей Республики.
В июне 1921 года на первом съезде Советов Марийской Автономной области был утвержден областной отдел народного образования-предшественник сегодняшнего Министерства образования.
Главным направлением в 20-30 годы в работе отрасли "Образование" было внедрение Советской системы образования в жизнь: введение бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для детей до 17 лет, полное осуществление принципа единой трудовой школы с преподаванием на родном языке.
В этот период в ведении Куженерского РОНО были Куженерская и Ивансолинская средние, 8 неполных средних и 27 начальных школ, в которых работало 178 учителей. Кроме того, в систему РОНО входили 4 сельские библиотеки, 19 изб-читален, ряд домов социалистической культуры, т.е. клубов.
В этот период проводилась значительная работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, осуществление начального и семилетнего всеобуча, политико-просветительная работа среди населения. С этой целью по сельским советам назначались методисты по обучению грамоте взрослых, приказом РОНО назначались культармейцы по обучению взрослых при колхозах (в простонародии их называли ликвидаторами).
С введением начального всеобуча возникли трудности с помещениями, школы размещались в казенных и арендованных помещениях, в домах раскулаченных и в бывших церквях.
Одним из слабых мест в развитии народного образования являлся дефицит педагогических кадров и низкая квалификация.
В эти годы остро ощущался недостаток в учебниках.
С 1930 по 1941 годы в МАО был осуществлен начальный, в основном семилетний всеобуч, созданы предпосылки для 10- летнего образования. Учащиеся мари были переведены на обучение на родном языке. К этому времени в нашем районе было уже 3 средние школы, 9 неполных средних школ, 27 начальных. В этот период в школах половину педагогических коллективов составляли учителя- мужчины. Перед войной в 1939 и 1940 годах после окончания учебного года в нашем районе в РККА призывалось по 50 учителей и более.
В последующие годы на деятельность народного образования и школ района сильно повлияла Великая Отечественная война.
Одной из главной задач в то время было- осуществление всеобуча. По разным причинам был большой отсев учащихся из школ. Так только в 1941- 1942 учебном году из Куженерской средней школы ушло 134 ученика, Токтайбелякской неполной средней школы- 121, Русскошойской средней- 111.
В этот период вводится военная подготовка во всех школах, включая и начальные. В расписаниях появились уроки сельского хозяйства. Учителя привлекались для работы по ликвидации неграмотности допризывников 1924,25,26,27 годов рождения в объеме 4-х классов. Также учителя назначались ответственными за организацию и работу детских площадок в колхозах. Летом 1942,43,44 годов таких площадок в деревнях при колхозах в нашем районе было 70 -72.
Несмотря на все трудности, школа выстояла. К 1945 году сеть школ осталась в основном на уровне 1940 года. В послевоенные годы неполные средние школы стали называться семилетними. В штатах школ появились пионервожатые. Все школы переходили на новые учебные планы и программы, велась большая работа по повышению общеобразовательного уровня учительского корпуса. В эти годы Министерством образования руководил один из авторитетных министров, наш земляк уроженец д.Ядыково- Петр Михайлович Хлыбов, который кроме того был автором учебника "Русский язык для нерусских школ". Этот учебник переиздавался 8 раз.
В эти годы немало для развития образования района было сделано заведующими отдела образования- Швалевым Николаем Ивановичем и Домрачевым Захаром Филатовичем. В районе существовало 5 средних, 10 семилетних и 22 начальные школы.
Во второй половине 50-х годов Куженерский район 5 лет подряд удерживал Знамя Совета Министров Марийской АССР за организацию всеобуча. Заведующему РОНО Домрачеву Захару Филатовичу в 1959 году было присвоено звание "Заслуженный учитель школы РСФСР".
Большое внимание уделялось развитию физкультуры, спорта, туризма. Зародилась игра-соревнование "Светофор".
Усилилось трудовое направление в обучении и воспитании учащихся. Начали создаваться учебные мастерские при средних и семилетних школах. В школы привезли верстаки из Нового Торьяла и 50 первых швейных машиной получили из Министерства образования.
Средние и семилетние школы имели большие производственные участки, например Куженерская средняя школа имела 50 га земли, для обработки которого был выделен 1 трактор.
В 70-ы годы главным направлением в работе органов народного образования и педагогических коллективов школ было завершение перехода на новые учебные планы и программы. Школы переходили на кабинетную систему обучению, учительство работало над рядом педагогических проблем, в том числе над учебно- методическим комплексом как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса под девизом "Каждому уроку- отличную подготовку, современные методы, высокое качество". Наиболее успешно решали эти задачи со своими коллективами такие руководители школ как Светлаков Николай Михайлович- Куженерская школа, Мосунов Павел Григорьевич- Русскошойская школа, Градобаев Кузьма Васильевич- Юледурская школа, Иванов Захар Антонович -Большеляждурская школа, Тупицына Анна Владимировна- Салтакьяльская школа.
Немалый вклад в развитие образования района в период с 1965 по 1986 год внесли заведующие отделом образования: Комелин Сергей Павлович, Свинин Герман Александрович. Особое внимание в Республике в этот период уделяется развитию системы профессионально-технического образования. В 1973 году в районе открывается профессионально- техническое училище, его директором назначается Михеев Василий Степанович, который отдал немало сил и энергии для становления нашего училища.
Этот период также характерен переходом ко всеобщему среднему образованию через систему средних школ, ПТУ, техникумов и вечерних школ и укреплением материальной базы сельских школ, путем строительства типовых зданий.
С 1973 по 1990 годы были построены типовые здания 4-х школ, 6-ти дошкольных образовательных учреждений.
В области управления образованием большое внимание уделяется: организации внутришкольного контроля, научной организации труда директора и учителя, оптимизации учебно- воспитательного процесса, трудовому воспитанию школьников.
С середины 80-х годов началось осуществление дифференциации образовательного процесса, открытие классов щадящего уровня, классов с углубленным изучением предметов.
В области воспитательной работы решались проблемы комплексного подхода к воспитанию школьников. Широко изучался опыт ученых, педагогов новаторов- Караковского Н.А., Сухомлинского В.А.. В этот период происходит значительный рост групп продленного дня. В школах района в 34 группах было 1118 учащихся. При 12 школах функционировали пришкольные интернаты, в которых проживало 800 детей.
В этот же период были провозглашены принципы демократизации, гуманизации и открытости образования в связи с началом реформирования Советской системы образования.
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х и начала 90-х оказали существенное влияние на образование. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ "Об образовании", который был принят в 1992 году.
Период 90-х годов прошлого века и начала нового века, наверное останется как один из самых сложных, противоречивых периодов жизни нашего общества. За короткий срок произошла адаптация образования к принципиально новым экономическим и политическим условиям жизни.
Резкое снижение рождаемости привело к уменьшению контингента воспитанников и обучающихся. За последние 10 лет количество учащихся уменьшилось вдвое. 1998-2010- годы оптимизации сети образовательных учреждений. В этот период проведена реорганизация 5-ти средних школ в основные, 3-х основных школ в начальные школы-детские сады, закрыты 6 начальных школ, 3 детских сада. Дошкольные группы открывались при общеобразовательных школах.
Но даже в этот период в районе продолжается строительство образовательных учреждений: 4-х школ, 2-х детских садов. Вводится в действие типовое здание Маришойской начальной школы- детского сада.
В системе управления образованием большое значение придается определению юридического статуса школ, детских садов. Производится их регистрация, лицензирование. В настоящее время каждое образовательное учреждение имеет свои устав, лицензию, нормативные акты локального характера.
В области работы с кадрами проводится аттестация учителей на совершенно новом содержании, присвоение квалификационных категорий по результатам аттестации.
Впервые проводится аттестация средних, основных и начальных школ и Центра детского творчества.
Руководителями школ ведется работа по проведению аккредитации возглавляемых ими учебных заведений.
Принятая в начале 2001 года Концепция модернизации Российского образования, начинает приживаться и в нашем районе. Основное внимание педагогических коллективов уделяется качеству подготовки выпускников, преемственности обучения и развития детей в начальном и среднем звене, духовно- нравственному воспитанию школьников. В эти годы вводятся ЕГЭ, ГИФО.
В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект "Образование".
За прошедшие годы реализация национального проекта "Образование" осуществлялась по семи направлениям. По первому направлению- "Государственная поддержка образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы", за годы его реализации приняли участие : Юледурская средняя общеобразовательная школа, дважды Куженерская средняя общеобразовательная школа № 2. Обе вошли в число победителей и получили по 1 млн. рублей. На премию лучших учителей в 2006-2009 годах было выдвинуто 23 педагога, 9 из них поощрены премией Президента РФ в размере 100 тыс.рублей.
Государственная поддержка педагогов осуществлялась через выплату педагогическим работникам ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство. Осуществлялась грантовая поддержка педагогов и образовательных учреждений через республиканские конкурсы. Четыре образовательных учреждения и 20 педагогов участвовали в 8 конкурсах на грант Президента Республики Марий Эл. 58 педагогов получили материальную поддержку на муниципальном уровне, участвуя в конкурсах на грант главы администрации района.
Реализация национального проекта "Образование" позволила улучшить условия для организации учебно-воспитательного процесса. За период с 2006 по 2009 годы в соответствии с реализацией направления "Оснащение образовательных учреждений учебным и учебно-наглядным оборудованием" в школы района поступило 11 комплектов учебных кабинетов. Коллектив детского сада "Красная шапочка" был поощрен комплектом учебно-наглядного оборудования на сумму 150 тыс.рублей.
Для подвоза учащихся выделено 6 школьных автобусов.
В рамках направления "Внедрение современных образовательных технологий" все общеобразовательные школы подключены к сети Интернет. В образовательные учреждения поступило 2 электронные учительские, интерактивная доска.
На сегодняшний день сфера образования одна из самых крупных отраслей социальной сферы района, в ней функционирует 1 начальная, 5 основных, 5 средних школ, 10 дошкольных учреждений, 4 начальные школы- детских сада детско- юношеская спортивная школа, центр детского творчества и профессионально- техническое училище. В школах района сегодня обучается 1608 учащихся, в детских садах воспитывается 715 детей. Всего в системе образования работает 633 работников, в том числе 338 педагогических.
Большой вклад в развитие образования района внесли: Гаврилов Виталий Семенович, руководитель отдела образования и по делам молодежи, Тарасова Галина Викторовна, Куприянова Татьяна Федоровна- специалисты отдела образования и по делам молодежи.
В последние годы довольно стабильным остается управленческое звено на уровне школ и дошкольных учреждений района. 20 и более лет в управленческом звене работают: Сидоркин Иван Васильевич- 21 год, Осинин Юрий Сидорович-20 лет, Якимова Наталья Владимировна- 25 лет, Поликарпова Любовь Амбросиевна- 26 лет.
В эпоху быстрой смены технологий встала задача формирования принципиально новой системы непрерывного образования, соответствующей развитию экономики 21 века. В связи с этим, Президент Российской Федерации Медведев Д.А. сформулировал требования к современной школе в инициированной им национально-образовательной стратегии "Наша новая школа". В ней обозначено 5 направлений:
- обновление образовательных стандартов;
- система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала;
- современная школьная инфраструктура;
- здоровье школьников.
Поставленные задачи решаются в ходе реализации программ: "Развитие образования Куженерского муниципального района на 2008-2010 годы", "Развитие дошкольного образования Куженерского муниципального района на 2008-2010 годы", "Школьное питание" на 2008-2010 годы.