Проект
Рекомендации
районной научно-практической конференции педагогов
"Организационно-педагогические особенности гражданско-патриотического воспитания детей и подростков".
30 марта 2010года.
В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на гражданственность и патриотизм как важнейшую ценность. Воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота - приоритетная задача в системе образования. Без патриотизма не возродить сильное государство и не создать гражданское общество, не привить понимание своего долга и уважения к закону.
Деятельность образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию основывается на сохранении и развитии накопленного положительного опыта, традиций школы. В образовательных учреждениях района разработаны целевые программы. На период с 2008 по 2010 годы открыта районная экспериментальная площадка "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через национальную культуру в условиях модернизации образования" на базе детского сада "Колосок" поселка Куженер. В феврале 2010 года открыта площадка в Куженерской средней общеобразовательной школе №1 по теме: "Формирование системы гражданственности и патриотизма в воспитании школьников". Наиболее активно ведется работа в рамках месячника, посвященного Дню защитников Отечества; Вахта Памяти. Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий: классные часы, встречи, беседы, викторины, краеведческая исследовательская работа. Ведущее место среди форм и направлений воспитательной работы отводится школьным музеям, залам Боевой славы. Значимым является и участие детей и подростков в кружках и клубах патриотического направления.
Неотъемлемая часть патриотического воспитания - подготовка учащейся молодежи к службе в армии. Основное значение имеет изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учеба на ежегодных сборах и экскурсиях в воинские части, проведение соревнований, создание кадетских классов.
При построении образовательного процесса учитываются возрастные особенности ребенка. Младший школьный возраст - это период становления характера и отношения ребенка к окружающему миру. В начальной школе педагоги должны формировать навыки культурного поведения в различных жизненных ситуациях. Подростковый возраст - период формирования индивидуальных ценностей и время получения опыта гражданской деятельности в рамках школьного сообщества и в общественно- политической жизни. Старший школьный возраст - время выбора жизненного пути. Поэтому для них должна работать сеть кружков, секций, специальных курсов для формирования правовой и общественной культуры. Результаты личностного развития ребенка на каждом этапе образования составляют основу гражданской позиции человека в будущей жизни в обществе. При этом содержание самой гражданской позиции напрямую зависит от ценностей, от ведущих идей образовательного учреждения.
Конференция р е к о м е н д у е т:
1. В образовательных учреждениях вести деятельность по обновлению содержания, структуры гражданско- патриотического воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, определения приоритетных направлений.
2. Разрабатывать и совершенствовать образовательные программы.
3. Расширять сеть клубов и кружков патриотического направления.
4. Систематизировать исследовательскую деятельность по изучению историко-культурного наследия родного края.
5. Обеспечить изучение детьми истории и значения официальных государственных символов Куженерского района, РМЭ, России.
6. Активизировать совместную деятельность образовательных учреждений с общественными организациями, объединениями.